понедельник, 29 июля 2013 г.

Битрикс. Начинающий и продолжающий разработчик. Мой путь.


Да чего уж там. Иногда приходится менять работу. Ищем мы всегда более комфортное или более оплачиваемое место.
Для меня поводом сменить работу стала невозможность более терпеть одинокое и бесправное существование фрилансера.
Городок у нас тут небольшой, однако как-то внезапно появился выбор аж нескольких мест для работы! Для меня, не избалованного вниманием похапешника-нативщика данное обстоятельство было пугающим и несколько обескураживающим. Взвесив все "за" и "против" (наибольший вес для меня имело душевное спокойствие) выбрала стезю Битрикс-разработчика.
Опыта работы с движками такого масштаба соответственно нет. На предыдущих работах мы скорее сами разрабатывали и поддерживали движки для порталов.

Плюсами Инфоспайса помимо душевного спокойствия также стали:
1. офис в 7 минутах пешком и 15 минутах на машине :-)
2. молодой и активный коллектив приблизительно моего возраста
3. возможность спрашивать и получать ответы от более уверенных в битриксе коллег
4. знакомый-коллега помог морально быстро войти в коллектив

Первое время я пыталась штудировать курсы. Честно начала с контент-менеджера. Для меня как для практика это стало реальным мучением. Курсы и тем паче тесты рассчитаны на выпускников школы с образованием на основе ЕГЭ. То есть пройти тесты на логике и на знании основных определений у вас не получится, надо читать курсы и выискивать мелкие определения, сноски, какие-то нюансы. И это неимоверно бесило.
Благо, работодатель сертификатов не требовал, а когда я заныла, мне было выдано задание по написанию скриптов периодического обслуживания для одного из только что пришедших на разработку сайтов.

Первый шаг - он сложный самый. После написания скрипта типа "Hello, World" и получения ответа от обработчика события я была в полном восторге. От себя, ага. Получив первоначальные сведения о строении битрикса, было довольно-таки просто начать делать хоть что-то.
Осознание того, что не надо лезть в базу напрямую пришло почти сразу же. Это всё равно что лезть в тарелку руками, не используя вилку. Да, можно кушать плов руками, и некоторые так и делают (я в том числе, это национальное), но всё-таки приличнее и правильнее пользоваться предназначенным для этого инструментом. Причём достаточно удобным инструментом, требующим минимального привыкания. Класс -- метод. Всё.
Главное делать это с удовольствием!

Гуглить, гуглить и ещё раз гуглить, как завещал... короче, вы поняли. Тем более все битриксовые доки на русском, даже думать не надо. Курсы, решения, блоги, база знаний, форум. В 98% случаев я находила ответ на форуме. Его уже задавали и на него уже отвечали. На остальные два процента отвечали коллеги.
У меня чаще всего получалось так, что я не могла понять самого очевидного - такого, чего до меня даже не додумывались спрашивать. Либо искала не там, где вообще надо было искать. Да-да, скорее всего это происходило из-за некоторого недоумения... в какую сторону хотя бы начинать рыть? =)

Изобретать велосипед перестаёшь, погуглив ещё немного. А там понимаешь, что уже реализовано почти всё, что нужно тебе на данном этапе развития. Надо только почитать, применить, настроить под себя. И пробовать-пробовать-пробовать.
Самое вкусное в том, что правильно заданный вопрос на форуме Битрикса ни разу не оставался неотвеченным. Пару раз, формулируя вопрос, я сама додумывалась до решения и до того, куда надо было смотреть. Имея опыт работы по удалёнке понимаешь, что правильно красиво и точно задавать вопросы умеют далеко не все. А это очень просто.
1. какая возникла задача
2. как вы пытались её решить, где искали подобное
3. почему не получалось и какой был результат "неполучания", по возможности/нужности со скриншотами
4. резюме, здесь можно повторить вопрос более точно и коротко, так как все уже прочитали предыдущую информацию.

Это Камаз Тайфун. Красавчик, правда? Хочу на таком на работу ездить.

По мере освоения Битрикса понимаешь, насколько он логичен и не логичен одновременно. Некоторые части устроены великолепно, удобно, восторг, в воздух летят чепчики! Но встречаются задачи, которые просто убивают своим подходом к решению. Когда разберёшься досконально, конечно, получается увидеть свою определённо красивую логику в своеобразном подходе. Как например бывают красивыми цунами или тайфун.
Для примера, лично мне было не очень понятно, каким боком реализовывается расширенное меню со списком существующих в системе ИБ определённого типа (черновик этого решения уже висит, потом причешу и опубликую). Или как кастомизировать строку навигации.
Имея начальные сведения о строении Битрикса, навыки нативного программирования, навыки гугления и коллег-битриксоидов данные задачи были решены достаточно быстро. Но я бы не сказала, что спокойно или без всплесков "всё-я-хочу-кофе!" и "пойду-воздухом-подышу".
Просто ко всему надо привыкнуть. К использованию фреймворков тоже. И опять же к неизобретанию очередных велосипедов, потому что все колёса уже изобретены за нас.
Изменение компоненты чаще всего не требуется. Изменение файлов системы Битрикс - тем более, упаси бог. Копируешь шаблон и делай что хочешь, хоть на трупах танцуй.
Чуть поковырявшись, набираешь опыт мелочей, на которые раньше тратил по нескольку часов. Потом перевалив за определённый уровень, опять начинаешь натыкаться на стенку. И тогда пора... не поверите... пора на курсы! Нет, это не реклама, этой мой путь.
Когда сам уже не можешь понять больше, чем написано в стандартных обучающих курсах, а хочется докопаться до самых основ логики, нормально понимать как работает кеширование, как тонко настраивать доступ и следить за безопасностью, да много всяких подобных "как". Потому что мои знания о Битриксе крайне неравномерны.

А когда работодатель предоставляет такую возможность - почему бы и нет. Учиться никогда не поздно.
А там и впечатления от курсов подоспеют. Всё будет =)

10 комментариев:

  1. Ответы
    1. Спасибо большое, это просто вдохновение накатило =)

      Удалить
  2. Света, очень образно!
    Про ЕГЭ и плов громко смеялась. :))

    ОтветитьУдалить
  3. Камаз Тайфун на 15 минут, да что ты;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. у нас ещё московский офис есть... можно туда ездить =)

      Удалить
    2. стоянка будет стоить очень дорого;)))))

      Удалить
    3. что-то мне неуловимо подсказывает, что при наличии такой машины можно не очень заморачиваться с поиском парковочного места =)

      Удалить
  4. так.. ну все.. ты дозрела :) теперь не только можно, но в некоторых местах уже даже нужно писать прямые sql запросы ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну у меня просто сложилась репутация знатного дырозатыкателя, ибо я, несмотря ни на что, всё-таки больше нативщик, чем битриксоид =)

      Удалить